В золотую эру рок-н-ролла группа Creedence Clearwater Revival (CCR) выделялась как одна из самых успешных в плане синглов в период с конца 60-х по начало 70-х. Основанная в Эль-Серрито, штат Калифорния, под предводительством Джона Фогерти, вместе с его братом Томом, Стю Куком и Дугом Клиффордом, группа CCR выпустила огромное количество хитов за короткий промежуток времени, большая часть которых вошла в сборник "Chronicle" 1976 года и до сих пор пользуется популярностью.
Уникальное звучание группы, сформировавшееся из их ранних проектов, сочетало в себе элементы блюза, рока, психоделии и R&B. Хриплый вокал Джона Фогерти добавлял музыке чувственности и силы.
Несмотря на популярность, Фогерти долгое время отказывался исполнять хиты Creedence из-за юридических споров с Fantasy Records. Кульминацией стал иск от главы Fantasy, Сола Зэнца, обвинившего Фогерти в плагиате его же песни "The Old Man Down the Road", которая, по мнению Зэнца, была слишком похожа на "Run Through the Jungle". Фогерти выиграл дело, а Зэнц скончался в 2014 году.
Недавно Фогерти вернул себе контроль над правами на свои песни и выпустил альбом "Legacy: The Creedence Clearwater Revival Years" с перезаписанными версиями хитов. В преддверии концерта в Hollywood Bowl, где его поддержат сыновья Шейн и Тайлер, Фогерти поделился историями создания пяти своих знаковых песен.
"Proud Mary" (1969)
После успеха каверов на песни "Susie Q" и "I Put a Spell on You", Фогерти написал свой первый хит – фанковую композицию в стиле кантри-соул.
"Proud Mary" появилась внезапно. После демобилизации из армии в 1968 году я был в эйфории и начал играть на гитаре. Первой строчкой было: "Оставил хорошую работу в городе / Работаю на человека каждый день и ночь". Я открыл песенник, и первым, что я там увидел, была фраза "Proud Mary". Я не знал, что это значит, просто записал. На той же странице было слово "речное судно". Я подумал: "О, это песня о речном судне под названием "Гордая Мэри"". Я закончил песню за час и понял, что это классика".
Акцент рассказчика? Хаулин Вулф оказал на меня огромное влияние, и это запало мне в голову.
"Proud Mary" заняла второе место в чарте Billboard Hot 100. На первом месте в то время была песня "Everyday People" от Sly and the Family Stone.
Я никогда не встречался со Слаем Стоуном, но мне очень нравились его записи. Я был на Вудстоке, и он выступал после меня.
Айк и Тина Тёрнер сделали свою версию "Proud Mary", которая стала почти другой песней. Когда я впервые услышал ее в машине, я был в восторге.
Lodi (1969)
Эта трогательная композиция о музыканте, переживающем не лучшие времена, изначально была выпущена на второй стороне сингла "Bad Moon Rising".
Мои родители любили путешествовать из нашего небольшого городка Эль-Серрито. Мы ехали по Сан-Пабло-авеню – тогда, кажется, ещё не было скоростных магистралей – и через мост Каркинес в Вальехо, направляясь в северо-центральную часть Калифорнии, в такие удивительные места, как Стоктон, Трейси и Модесто. Я узнавал все эти города, включая Диксон и Дэвис, и слышал, как родители говорят о Лоди. В детстве это название стало одним из тех, что я отложил в памяти, как будто это было что-то важное. Я говорил себе: "Джон, это стоит запомнить".
Позже, когда я стал старше, помню, как играл в кампусе Калифорнийского университета в Беркли с разными музыкантами – это было что-то вроде местной студенческой вечеринки с танцами. Дэвид Фрейберг из Quicksilver Messenger Service, с афро, тоже был там, играл со своей группой, и они исполнили песню, в которой, как мне показалось, он пел "Lodi". Я был очень удивлён. После их выступления я подошёл к нему и спросил: "Что это за песня? Она называется "Lodi"?" Он ответил: "А, ты имеешь в виду "Codeine"?" Я рассмеялся. Я, парень с фермы, думал о Лоди, а он, городской житель, говорил о наркотиках.
В любом случае, все эти путешествия моей семьи по Центральной долине имели для меня большое значение. В какой-то момент мне пришла идея написать песню о месте, которое казалось далёким. Мне было около 23 лет, но я представил себе человека намного старше – возможно, Мерла Хаггарда в зрелом возрасте. Вот он, застрял в этом маленьком городке, потому что его сюда занесло, и у него нет средств, чтобы выбраться.
Fortunate Son (1969)
Этот пронзительный протест Фогерти, сразу же ставший гимном противников войны во Вьетнаме, позже был включён в Национальный реестр записей Библиотеки Конгресса.
В 2014 году вы упомянули, что не совсем довольны своим вокалом в этой песне.
Я и сейчас так считаю. Основные партии для "Down on the Corner" и "Fortunate Son" были записаны, и однажды я отправился в студию Уолли Хайдера, чтобы закончить работу над песнями. Для "Down on the Corner" я играл на маракасах, исполнил соло в середине песни, затем записал весь бэк-вокал и, наконец, ведущий вокал. Я пел в полную силу около полутора часов, а затем мне пришлось вернуться и доделать "Fortunate Son". Я кричал изо всех сил, но позже почувствовал, что некоторые ноты звучат фальшиво – я не попадал в цель. Меня это всегда немного беспокоило.
Можно утверждать, что именно эта хрипотца в голосе придаёт песне такую остроту.
Я знаю, что Джон Леннон просто сидел в студии и кричал, пока его голос не становился достаточно хриплым, а затем записывал несколько дублей. Возможно, эта некоторая фальшь в песне делала её – как бы это сказать? – более популярной. Не знаю.
Песня "Fortunate Son" звучала на военном параде президента Трампа, несмотря на ваши просьбы не использовать её во время его предвыборной кампании в 2020 году.
Я видел это всего несколько секунд. Пытался найти трансляцию матча "Янкиз" и наткнулся на этот парад. Я ожидал, что это будет похоже на парад "Роуз Боул" в новогоднее утро, но он показался мне каким-то вялым. Позже вечером кто-то написал мне по электронной почте и рассказал об этом. Я подумал, что это странно – кто-то должен был бы отнестись к этому с осторожностью.
Из-за запрета на противоправные действия и потому, что песня буквально о привилегированном человеке, избегающем военной службы.
Я подумал: "Неужели кто-то сделал это намеренно? Или это какой-то странный перформанс? Возможно, я преувеличиваю значение идеи, заложенной в ней".
"Fortunate Son" – одна из величайших рок-песен о классовом неравенстве, концепция которого Трамп в своё время сильно переосмыслил.
Он богат, но ему удаётся выставлять себя аутсайдером и жертвой. Я вырос в 60-е, в эпоху хиппи, когда молодёжь была более сплочённой в том смысле, что все должны быть равны, терпимы и уважительны друг к другу. Сейчас всё немного иначе, хотя я очень рад, что люди протестуют, шумят и указывают на несправедливость – я в восторге от того, что люди это делают, а не просто стоят и смотрят, как кого-то угнетают.
Но сейчас в Америке мы настолько поляризованы. Но я полон надежды. Вы не спрашивали меня об этом, но я задаю себе этот вопрос. Думаю, мы все начинаем от этого уставать. Это не очень хорошо работает – то, что мы делаем сейчас, определённо не работает. Если мы уволим всех, откажемся от знаний, науки, образования, манер, морали и этики и выгоним всех иммигрантов – что ж, думаю, мы с вами, вероятно, исчезнем вместе со всеми остальными. То есть это просто абсолютный негатив. Мы, американцы, не такие – мы так не живём.
Run Through the Jungle (1970)
Обеспокоенный распространением права на владение оружием, Фогерти создал одну из своих самых жутких постановок для этой болотистой психоделической рок-композиции.
Я старался сделать многое малым – определённо, заставил группу подготовиться и зажечь. Для вступления я хотел создать, скажем, звуковой ландшафт из фильмов Стэнли Кубрика, но, конечно же, у меня не было ни симфонического оркестра, ни синтезаторов, ни чего-либо подобного. Мне нужно было представить: как использовать эти рок-н-ролльные инструменты – в основном гитару, фортепиано, немного перкуссии и немного плёнки в обратном направлении – и создать эту зловещую, катящуюся атмосферу?
Наряду с Брайаном Уилсоном из Beach Boys, вы были одним из немногих рок- и поп-музыкантов той эпохи, кто самостоятельно продюсировал свои записи.
Для меня это было естественно. Я помню время в маленьком сарае, который Fantasy построили за пределами своего склада, чтобы использовать его как звукозаписывающую студию – однажды я работал там, надел наушники и был у микрофона. Это было время Golliwogs, наверное, в 65-м или 66-м, и я пытался добиться чего-то, что не получалось. Я сказал вслух: "Ну, похоже, Фил Спектор не приедет сюда и не будет нас продюсировать, так что мне придётся самому научиться быть продюсером".
Сол Зэнц, как известно, подал на вас в суд за самоплагиат. Есть ли что-то, что, по вашему мнению, связывает "Run Through the Jungle" и "The Old Man Down the Road"?
Помимо того, что обе песни имеют глубокий блюзовый оттенок, который оказал на меня огромное влияние, я никогда не думал, что они вообще похожи. Всё это было просто нелепо.
Have You Ever Seen the Rain (1970)
После выхода альбома CCR "Pendulum", в который вошла эта нежная баллада, набравшая более 2 миллиардов прослушиваний на Spotify, Том Фогерти покинул группу; оставшиеся три участника разошлись менее чем через два года.
Я любил свою группу – я считал её вершиной всего, ради чего я работал, – и, наблюдая за её развалом, я чувствовал себя совершенно бессильным. Вот почему я использую странную метафору дождя, льющего в солнечный день: мы наконец-то нашли свой солнечный день, и всё же все, казалось, становились всё более несчастными. Я был совершенно сбит с толку происходящим – я не знал, что сказать или сделать, чтобы всё исправить.
До того момента я думал, что решение проблемы будет таким: "Ну, я просто напишу больше песен, и мы добьёмся большего успеха – это решит все наши проблемы". Именно так я и думал – жалко, – даже в отношении моих отношений с Солом Зэнцем и ужасного контракта. Я думал, что если я просто покажу, что я отличный автор песен и могу записывать эти пластинки, он, возможно, проявит сочувствие и скажет: "Мне следует лучше относиться к Джону, потому что я хочу, чтобы у меня было больше таких песен". Когда я говорю это сейчас, это звучит совершенно глупо.
Несмотря на боль, которую ты тогда испытывал, эта песня – одна из самых трогательных.
Это правда. Она словно атомная бомба, взорвавшаяся у тебя на заднем дворе – настолько ужасно, что ты просто цепляешься за свои позитивные человеческие эмоции. Даже если это больно, ты стараешься чувствовать, а не быть бесчувственным.
Песня "Have You Ever Seen the Rain" была многократно перепета: Вилли Нельсоном, Джонни Кэшем, Ramones, Родом Стюартом. Есть ли у вас любимое исполнение, помимо вашего?
Прикрепления: |