В 1958 году рок-музыка минула этап младенчества и, все еще не уверенно, становилась на ноги. В наши дни в каждой средней школе Америки (да и большинства других стран) имеется несколько рок групп, которые участвуют в концертах и играют на вечеринках. В 1985-м рок был не в чести. Не во всех школах старшеклассники собирали рок группы, не говоря уже об учениках среднего звена.
А вот в школе Потола в пригороде Сан-Франциско Эль-Серрито, что на восточном берегу залива, такая группа была. Она возникла под названием The Blue Velvets (Синие Бархатцы), когда Джон Фогерти и Дуг Клиффорд обнаружили взаимную любовь к блюзу, R&B (ритм и блюз) и рок-н-роллу. Джон купил гитару Сирс Силвертон за 80 долларов и усилитель, ссуду на которые, подписал вместе со своей мамой. В последствии, чтобы выплатить ее, он заработал эти 88 долларов разносом газет. Джон уединялся в комнатке в подвале дома матери и самостоятельно учился играть на гитаре. Дуг приладил старый барабан к подставке для цветочных горшков и играл двумя палочками, выструганными из пары бильярдных киев. Не удовлетворенные звучанием, они пригласили Стью Кука, друга Дуга, вступить в группу. Стью годами изучал классическое фортепьяно, но также был задействован на местной R&B радиостанции KWBR, в Оклэнде. Стью и Дуг родились с разницей в несколько часов, и из-за того, что их фамилии начинались с одной буквы, никогда не сидели далеко друг от друга в школе. Группа стала называться The Blue Velvets. К концу 1959, они играли на ярмарках и вечеринках по всей области. Несмотря на то, что это была лишь одна из нескольких подростковых групп в округе, они могли сыграть так много вещей, что зимой на пригородные ярмарки невозможно было прорваться. Все же, стараясь превзойти самих себя, к 1959 году The Blue Velvets обили пороги областных студий звукозаписи, подыгрывая местным артистам. В 1959 году группа сделала свою первую запись. Джон исполнял партию на гитаре, Дуг - на барабанах и Стью - на пианино. Джон вспоминал о тех временах: "Всю среднюю школу у меня была 'гаражная' группа и мы делали свою 'полу карьеру'. То есть я сделал свою первую запись, когда был в девятом классе. Мы все трое из Creedence записались на маленькой студии "Кристи Рекордз" как сопровождение для Джеймса Поуэлла, черного певца из Ричмонда (Калифорния). Эта запись около трех недель крутилась на местной R&B радиостанции, кажется KWBR. Это была обычная медленная песня на четырех аккордах, которая называлась 'Beverly Angel' (Ангел Беверли)". Между тем, "Синие Бархатцы" самоутверждались. Старший брат Джона Том также занимался музыкой и пением. В старших классах он танцевал с группой "Плэйбои". Его вокальные данные были настолько внушительны, что его пригласили вступить в одну из самых популярных групп в области Spider Webb and the Insects ("Паук Вэбб и Насекомые"). Говорят, что он спел свою версию "Вы хотите танцевать" Бобби Фримана ("Do You Wanna Dance"), которая вызывала вопли восторга у девчонок в зале. Время от времени он работал и с группой своего брата. "Паук Вэбб и Насекомые" распались в 1959 году. Через некоторое время после записи с Поуэллом, Том попросил группу своего брата подыграть ему на демонстрационной записи. В то время как друзья и родственники наслаждались двумя записанными Томом мелодиями, Пэт Бун, на рассмотрение которому их послали, вернул запись с отказной запиской. Том не хотел расставаться с рок-н-рольными мечтами, хотя был уже женат и работал в местной сервисной компании. Он убедил Стью, Дуга и его младшего брата, что сможет работать с ними. В конце концов, он был значительно старше (на четыре года) и уже, проработав с Пауком, стал знаменит на вокальном поприще. Джон еще не начал петь, поэтому большинство репертуара "Синих Бархатцев" оставалось инструментальным. К осени 1960 года Tommy Fogerty and the Blue Velvets (так они стали называться) играли во всех часто посещаемых местах, на школьных концертах, вечеринках, ярмарках и так по всей Северной калифорнии. Они также продолжали записывать демонстрационные версии. В 1961 году маленькая звукозаписывающая компания "Оркестр" сообщила, что им понравились две композиции обоих Фогерти "Come On Baby" и "Oh! My Love" и они хотят их издать. Месяцем позже "Оркестр" выпускал две другие композиции Фогерти и Фогерти - "Have You Ever Been Lonely" и "Bonita". В июне 1962 года "Оркестр" дал группе еще один шанс. Они выпустили еще две вещи "Томми Фогерти и Синих Бархатцев" - "Yes You Did" и "Now You're Not Mine". Запись получилась гораздо хуже, чем предыдущие. "Она умерла еще до того как вышла", - говорил Томми спустя несколько лет. Это выла последняя запись Tommy Fogerty and the Blue Velvets. В 1963 году джазмен по имени Винс Гуаральди выпустил сингл под названием "Брось судьбу на ветер" ("Cast Your Fate To The Wind"). Он стал тем редким джазовым инструментальным хитом, который телевидение Пи-би-эс (PBS) показало в специальном выпуске "Анатомия Хита". Просмотрев его, группа воодушевилась, когда обнаружила, что студия "Фэнтази" находится на побережье Сан-Франциско. Тот факт, что местная компания грамзаписи делает музыку на национальном уровне, впечатлил группу. В марте 1964 года Джон и Том предложили некоторые инструментальные композиции "Синих Бархатцев" студии "Фэнтази", надеясь продать мелодии Гуаральди. Энергия и смелость группы впечатлили Макса Веисса, соучредителя "Фэнтази Рекордз", который отметил их как рок группу, а не просто оценил их инструментал. Он также предложил сменить название: The Blue Velvets звучало так в духе 50-х! Они выбрали The Visions ("Видения"). В промежуток времени между записью "Little Girl (Does Your Mama Know)" и "Don't Tell Me No Lies" и выпуском этих 45 композиций наступила Битломания. Надеясь заработать на этом, не выезжая в Англию и не подписывая контракт с группой Merseybeat (Мерсибит), Веисс выпускал записи группы под прозвищем The Golliwogs ("Тряпичные куклы"), с которым они прожили следующие три с половиной года. Как и при "Синих Бархатцах", The Golliwogs играли на вечеринках, на военных базах, и, несмотря на застенчивость из-за своего 21-го дня рождения (кроме Тома, который опережал их на 4 года), играли по всему западному побережью. Звуковое оборудование на большинстве их выступлений оставляло желать лучшего. Это немного напрягало Тома. В трудные времена, которые переживала группа, Джон как-то две недели выступал в Орегоне и приобрел уверенность в своем голосе. Он начал работать над вокалом. Джон старался петь так, чтобы компенсировать недостатки звукового оборудования и развил то самое хриплое блюзовое звучание, которое навсегда стало его коньком. Тем временем Стью перешел от фортепиано к электро басам. Том осваивал гитару. Они стали применять эти музыкальные изменения, в любых залах, которые могли оплатить их игру. Одним из таких мест был известный бар в Беркли под названием "The Monkey Inn" ("Обезьянья гостиница"), о которой они позже скажут "грязная пивнушка". Она и сыграла формирующую роль в развитии группы. Однако, быть музыкантами это не только оплачивать счета. Теперь, закончив школу, The Golliwogs должны были идти работать, чтобы поддерживать свою музыкальную карьеру. У Тома была работа в энергетической компании и молодая семья. Стью и Дуг поступили в государственный колледж Сан-Хосе, подтвердив свое братство. Джон устроился клерком по отгрузке в "Фэнтази Рекордз". Они репетировали по вечерам и играли по выходным. Джон дневал и ночевал в студии, и The Golliwogs начали делать записи. Те годы также были формирующими для Джона Фогерти - автора песен. Он упорно трудился, как и требовало его мастерство, но, оглядываясь назад, он назвал большинство песен The Golliwogs 'очень изобретенными. Все, что казалось мне коммерческим, я был готов применить в деле'. В октябре '65 года они записали песню под названием "Brown Eyed Girl" ("Кареглазая девчонка") (не путать с мелодией Ван Моррисона). Она подняла шумиху и разошлась в более чем 10000 копий. Это был единственный сингл, выпущенный The Golliwogs, количество которого было не ограничено. Однако следующая за ним песня Тома Фогерти "Walk on the Water" ("Прогулка по воде") не вызвала никакого волнения у слушателей (в отличие от обновленной версии несколько лет спустя в дебютном альбоме Creedence Clearwater ("Чистая вода Криденса")). The Golliwogs остались неустрашимыми и продолжали оттачивать свое ремесло. Они играли вместе три года. Дуг к этому времени оставил школу и пошел работать. Отец Стью, адвокат специально выбирал юридическую школу для своего сына, который теперь учился на последнем курсе в Сан-Хосе. Том уже пятый год работал в энергетической компании. Дядюшка Сэм призвал Джона и Дуга, и они теперь были зарезервированы в различных отраслях обслуживания. В течении 6 месяцев их активной службы группа сдала свои позиции. Стью окончил учебу примерно в то же время, как Джон и Дуг завершили службу. У них все еще проводились ежемесячные сборы и посещения лагеря, что не мешало им время от времени проводить бессонные выходные в репетициях. Однако никто из "Тряпичных кукол" уже не был ребенком. К лету 1967 года члены группы стояли перед трудным выбором, что же им делать дальше, когда они выросли. Судьба The Golliwogs была неопределенна. Стью продал машину, которую отец подарил ему на окончание колледжа. Вместе с Дугом они сняли маленький домик, где группа обитала и репетировала. Том оставил работу. Они объединили все деньги, выплачивая долги кредиторам с пистолетами, и оставляя без денег тех, кто еще не так рассердился. Играя так часто, как только было возможно, они немного наладили финансовое положение, но все же оставались на мели. К осени группа находилась в весьма затруднительном положении. Братья Веисс вращались в бизнесе звукозаписи вот уже 20 лет, и даже до этого у них уже было доходное дело, так что они были готовы выйти из дела и наслаждаться жизнью. Собрав группу инвесторов, Сол Зэнтц, торговый менеджер компании, купил "Фэнтази". После работы клерком по отгрузке Зэнтц и Фогерти знали друг друга и у них сложились хорошие отношения. Зэнтц сказал, что ему нравятся The Golliwogs, но кое-что следует изменить. Он видел, что происходило в музыке с развитием "Андеграунд радио" и появлением сцен, подобных Филмор, представляющих шоу с такими группами как The Grateful Dead ("Благодарный Мертвец") и The Great Society ("великое общество"), которая в последствии стала "Аэропланом Джефферсона" (The Jefferson Airplane). Итак, они изменили название на Creedence Clearwater Revival ("Возрождение чистой воды Криденса") в честь одного друга друга Тома - Криденса Нубала. Это имя, означающее "искренность, целостность", очень понравилось группе. У слова "Clearwater" было два значения: изначально оно появилось в рекламе пива, но также перекликалось с названием расцветающего в ту пору движения в защиту окружающей среды. "Revival" же означало лишь "Возрождение". Вся группа надеялась, что после четырех лет в качестве The Golliwogs и после десяти лет совместной игры, это новое название приведет группу к тому, о чем они все мечтали. Джон частенько говорил: 'Самое важное - это "возрождение"'. Вновь названная группа выпустила сингл Porterville ("Портервиль"), а затем решила сделать свой альбом. Одна из мелодий, которую они включили, была дополненная версия песни "Susie Q." одного из их живых фаворитов, Дэйла Хавкинса. Еще до того, как альбом был готов, "Susie Q." уже транслировали по радио. Одна из наиболее популярных FM радиостанций на Побережье KMPX крутила записи Creedence, после того, как группа поддержала DJ забастовку, играя благотворительные концерты. Таким образом, еще до своего появления запись начала поднимать ажиотаж на западном побережье. Она собирала аншлаги в Лос-Анджелевском клубе The Cheetah. Билл Дрейк, один из самых влиятельных людей на поп-радио, решил, что ему понравилась мелодия и предложил ее на радиостанции, которые он обслуживал. Однако в то время группа не могла уехать далеко от дома. Дуг и Джон все еще должны были раз в месяц посещать лагерь на выходных. Это препятствие исчезло, как только они оба были освобождены от обязанностей почти в одно и то же время. В 1969 году у группы было три отдельных альбома. После дебюта "Creedence Clearwater Revival" (CCR) достиг лишь ? 52. "Bayou Country" попал на седьмую строку, в основном благодаря супер-хиту "Proud Mary". Эта мелодия стала ?2 в хит-параде, послужив началом долгой истории песен группы, которые не сходили с первых строк десятки лучших. Третий альбом года "Green River" стал ? 7 с песней "Bad Moon Rising", занявшей второе место. Группа отправилась в Вудсток, хотя к тому времени, как они вышли с песней "the Grateful Dead", было три часа ночи и слушателей было мало. Они не хотели попасть на пленку, так как не один из них не был доволен выступлением. Они не появились ни на одном альбоме, т.к. "Котильон" (марка, под которой выходил саундтрек) не мог добиться соглашения с "Фэнтази" на выпуск прав для своего самого выгодного клиента. Все, что делали Creedence на вершине своей славы выходило в "Фэнтази". (Выпуск Atlantic Records 1994 года на 4 компакт дисках, отредактированный Вудстоком, представляет 5 песен Creedence с их концерта.)
"Willy and the Poor Boys", появившийся в начале 1970 года, занял 3-е место среди альбомов. Сингл "Down on the Corner", выпущенный в конце 1989 года, предвестил альбом. Одна сторона сингла заняла 3-е место среди лучших композиций, а вторая - 14-е. Альбом отличался некоторыми примечательными песнями, как, например, переработанная песня Лидбелли "Midnight Special". Песня "It Came Out Of the Sky" показала дар предвидения Джона как автора песен - в ней он один из первых "проехался" по Рональду Рейгану. Группа путешествовала по всей Америке, играя в основном по выходным.После десяти лет борьбы полтора года удивительного успеха начали порождать разногласия в группе. Фогерти старался удержать бразды правления. Когда группа записала "Down On the Corner" один из состава пожаловался, 'Это не рок-н-ролл'. Ища удовлетворения на стороне, Дуг произвел запись для Марка Споелестра. "Cosmo's Factory" вышел в сентябре '70-го. Альбом занял первое место и в Америке и в Англии, единственный альбом ?1 группы. "Traveling Band" стал уже ?2. "Who'll Stop The Rain", вторая сторона сингла, заняла 13-е место. Песня представляет собой одно из первых обществено-политических заявлений Фогерти (не считая нежного напева в "It Came Out of the Sky"), это аллегория на ситуацию во Вьетнаме. Когда The Beatles объявили о своем распаде зимой 1970, CCR стали самой успешной группой и самым большим производителем синглов в мире, несмотря на то, что никогда не занимали ?1 в хит-параде синглов. Очень приватная, группа никогда не состояла из звезд по отдельности, жаждущих завоевать популярность. Они постарались изменить положение с выпуском альбома Pendulum ("Маятник"). Перед выпуском альбома, они написали книгу для фанатов. Названная "Creedence изнутри" ("Inside Creedence"), книга была написана и издана за шесть недель со времени ее задумки, совпав с выпуском "Маятника". Фактически, много копий книги были проданы в упаковке с альбомом. На телевидении вышел специальный выпуск, посвященный деятельности группы и она была вознаграждена увеселительной поездкой на $ 30,000, чтобы окупить альбом. Запись разошлась миллионом копий. Во время поездки появились признаки внутреннего разногласия. Стью жаловался Rolling Stone по поводу недостатка уважения к группе. "Мы устали от того, что нас называют группой, аккомпанирующей Джону Фогерти". Том Фогерти, будучи одним из самых активных участников вечеринки, во время нее стал сдержанным. Он был единственным членом группы, которого не цитировали в репортаже. В 1971 Том ушел из группы. "Я начинал в этой группе в 1958 как певец," - говорил он позже. "Я просто с ума сходил из-за неспособности быть всем, чем я хотел быть, когда я начал отдаляться : Я ушел из-за разногласий с Джоном относительно музыки и моего непосредственного участия". Группа решила продолжать не только как трио, но и как демократия. К сожалению, у всего состава были свои соображения относительно того, как демократизировать группу. Результатом стала Mardi Gras, упомянутая как самая плохая запись, когда-либо сделанная группой. После поездки по Европе как трио, они прекратили совместную деятельность 16 октября, 1972.
Перевод оригинальной статьи с creedence-online.net |