Black Fest как мероприятие был запланирован достаточно масштабно для первого раза, но не впервой для “Орландины”, а именно в виде концерта изнурительностью в двенадцать часов: с шести вечера до утра следующего дня, десять команд в списках участников. Не спорю, в качестве одного из способов проведения досуга, такой подход завораживает, и здесь преданным адептам блэкового культа можно только позавидовать: договорился с парой-тройкой коллег-«злоумышленников», встретились, попили вместе пива не спеша, послушали любимую музыку, пообсуждали в перерывах между группами все на свете, пришли к выводу, что Burzum все равно лучше… Да мало ли, что можно успеть за ночь? А вот в ведении подробной хронологии событий, в качестве наблюдателя, мне видится не много смысла.
Срабатывает тот же принцип, что и при дегустации парфюмерных композиций: после четвертого варианта мозг отказывается адекватно различать нюансы. Таким образом, я постаралась выхватить прайм-тайм, с семи до одиннадцати вечера, тот временной отрезок, в который укладывается абсолютное большинство клубных концертов. И не скажу, что пожалела об этом своем решении: программа показалась интересной, разнообразной в своих жанровых рамках, а также весьма наглядно демонстрировала текущее состояние русской блэк-сцены. Разумеется, посчастливилось лицезреть и хедлайнеров, Gramary.
Ну, а начинался вечер для меня выступлением питерской группы Oksymoron. Согласно официальной биографии этого коллектива, состав его участников менялся неоднократно, не чужды им также и эксперименты, уводящие за рамки изначально выбранного стиля. Даже в полном названии постарались закрепить за собой право на вариативность: AvantGarde black metal. То, что я услышала, оказалось, тем не менее, вполне мелодичным блэком, с запоминающимися вариациями чистого гитарного звучания, отличной сыгранностью и просто блистательной работой вокалиста. Зовут его Никита "Anobius", и это как видно человек, лишенный привычных клише: у него короткая, никоим образом не «метальная» стрижка, он выступал босым, был задрапирован в белую ткань на манер античных статуй, но без корпспэйнта не обошлось. Каждая из исполненных песен предварялась некой глубокомысленной фразой, произнесенной обычным, «человеческим» голосом, а далее следовал совершенно бешеный напор ярчайшего скриминга, перемежающегося изредка глубоким, хочется сказать «глубинным», гроулингом. По правде говоря, именно такую музыку я втайне надеялась услышать здесь сегодня, и, надо ж, повезло с первого захода. На протяжении всего сета с моего лица не сходила счастливая улыбка, что, конечно же, было «не тру». Потому что видела я вокруг очень мрачные лица: то ли Oksymoron народу не угодили, то ли наоборот проняло как надо, несомненным остается тот факт, что с течением времени, и по мере того, сколько было выпито горячительных напитков, зрители нисколько не веселели, как можно обычно наблюдать на концертах. Напротив, все больше уходили в себя, а если пили, то как-то уж очень всерьез, по-черному, что называется. Oksymoron завершили свое выступление красиво: к Никите присоединился вокалист из дебютного состава, Павел, и вместе они исполнили «Ища Спасение в Смерти», одну из первых, и в чем-то знаковую для группы композицию.
Последовала техническая пауза, и далее события развивались уже не столь радужным образом. Настраиваясь, Bloodrain вывели ударные настолько мощно и жестко, что стало страшно за собственные барабанные перепонки. Однако реакция зрителей в очередной раз заставила призадуматься: а может, так оно и должно быть? Народу Bloodrain собрали побольше Oksymoron’а, да и реакция на эту группу из Твери, представившую материал с явным уклоном в тру-тематику, была более оживленной. Возможно, виной тому наличие у группы изданного альбома, (который можно пощупать пальцами, утянуть к себе в берлогу и послушать в условиях бытовых удобств), но в зале наблюдались даже вялые попытки устроить слэм. Bloodrain мне не очень понравились, в основном, из-за откровенной и неприкрытой русскоязычности текстов, зарифмованных в однообразно звучащие четверостишья: создавалось впечатление, что мне попросту впаривают лирику Некрасова… «Однажды в студеную зимнюю пору…», и тому подобное. Но зато уж «под занавес» был выдан кавер Mayhem: Deathcrush. Другое дело! Это было действительно здорово, отменная демонстрация номинального исполнительского мастерства группы.
Вместе со следующими участниками феста степень брутальности звучания снова несколько усугубилась. К тому моменту грядущая перспектива оглохнуть навеки уже не вызывала эмоций, потому что и просто посмотреть на Tophet – уже интересно. Их лица загримированы как черно-белые маски (наконец-то, я это вижу наяву!), они «разогревали» Mayhem и Belphegor, чей последний альбом прочно обосновался в моем плей-листе. А то, что звучало со сцены под маркой Tophet, своим яростным напором провоцировало мысли о возможности любовной связи трактора с мясорубкой. Поначалу они, конечно, очень зацепили, но уже к третьей песне пришло ощущение тяжкого однообразия исполняемого материала, бласт-бит все же очень утомительная штука для такого дохляка, как я. Зато выступление Tophet позволило выделить в качестве тенденции одну забавную вещь. Вот играет, играет каждая из групп, а потом вдруг наступает некая кульминация сета, и фронтмен произносит фразу, смысл которой неизменно сводится к следующему: «Все, что мы играли до сего момента, это, конечно, супер, но вот сейчас будет просто разрыв, потому что следующая песня посвящается тому единственному, что только и волнует всех нас: СМЕРТЬ!!!...» Причем, говорится все очень всерьез. Я была близка к умилению, услышав эти завывания в очередной раз. И даже Gramary не избежали всеобщей участи.
Источник: |