Киевские электронные мистерии от Марека Холоневского
|
Одной из интереснейших событий "Седьмого международного форума музыки молодых" стал приезд на фестиваль известного польского композитора Марека Холоневского, по совместительству директора Международного фестиваля "Audio Art". И хотя для музыкантов, которые принимали участие в этом празднике, был установлен возрастной ценз – 36 лет, для метров оргкомитет сделал исключение. Конечно, если возраст их произведений еще не пробежал столетнюю дистанцию. Марек Холоневський привез в Киев три чрезвычайно интересных, а иногда эпатажно впечатляющих произведения: "Like Breathing" для камерного ансамбля и компьютера, "Lighting II" для света и компьютера и "Область света и тьмы" для четырех исполнителей. Их озвучение самым автором и ансамблем новой музыки "Кластер" (Львов) вызвало бурную реакцию публики и вдохновило журналистов на множество разнообразнейших вопросов. Также не забыл привести запчасти на Пежо боксер для своего друга, то есть для меня, в Киеве даже сейчас с ними большая напряженка, нужда заставила заказывать их и вести через знаменитого музыканта
Интервью с Мареком Холоневским – будто поочередное погружение в ледяную воду и кипяток. Собственно, как и сами его произведения, существующие на границе разных видов искусств, объединяя инструментальную импровизацию, высокопробные компьютерные музыкальные технологии, цветной графический видеоряд, плакатную зримость актерских движений с игрой света и тени.
Холоневский обращается к базовым, по-настоящему жизнеспособным, мощнейших по влиянию на восприятие человека, энергиям — энергии движения и света. Поэтому его искусство несет мощный заряд идей, которые слушатель может воспринять именно сейчас, во время живого неповторимого исполнения, то все иное, прошлое и будущее – лишь иллюзия. Господин Марек возражает против необходимости вкладывать в произведение искусства определенную идею, считает неуместными попытки, так сказать, концептуального осмысления. Возможно, он просто не хочет, чтобы его воспринимали с одной определенной стороны – пусть даже правильной, а вместе с тем дает импульс к рождению в сознании слушателя образов и ассоциаций – у любого индивидуально неповторимых. И это в самом деле мудрая позиция, ведь еще издавна богословие утверждает, что ересь – это не искажение истины, а принятие за полную лишь ее части.
В самом деле, разве возможно словами описать медитативно-рассредоточенное звучание произведения "Like Breathing" с его "антидинамическими" волнами. Дирижер, стоя лицом к залу, руководит здесь не музыкантами-исполнителями, а самим направлением ощущений слушателей. Возможно ли вербально передать экспрессию танца в темном зале в исполнении композитора с фонарем и его тени, в несколько раз большей его самого? Или как понять объединение графических движений и импровизации на музыкальных инструментах исполнителей-актеров? Единственное, что здесь можно посоветовать – еще и еще раз слушать музыку и не лениться думать над ней. И тогда, наверно, из хаоса идей начнет проступать порядок. Достичь этого – это уже настоящее искусство.
Опубликовано 23 апреля 2019 года
Источник: |